Сертификат на услуги
Процедура оформления сертификата на услуги в Российской Федерации достаточно подробно регламентируется законодательными, подзаконными и нормативными актами. основными из них по праву считаются следующие:
- федеральный закон, зарегистрированный под № 184-ФЗ. Указанный документ появился 27.12.02 и последний раз подвергался редактированию 06.12.11;
- правительственное постановление от 01.12.09 в редакции на 30.11.10, имеющее регистрационный № 982;
- состоящая из двух (по аналогии с вышепоименованным постановлением) частей «Номенклатура…», которая была утверждена ФАТРиМ 26.01.11;
- опубликованное 10.05.2000 Госстандартом РФ и отредактированное этой же организацией в последний раз 05.07.02 постановление с регистрационным № 26;
- введенный решением комиссии ТС с порядковым номером 319 «Единый перечень…». указанное решение было принято 18.06.10;
- отдельные виды услуг необходимо сертифицировать на их соответствие требованиям национальных ТР, а также ТР ТС.
В 2004 году произошёл коренной пересмотр нормативной базы, касающейся вопросов сертификации услуг, во всех аспектах данной тематики. Законодательство России по этому вопросу подверглось существенной либерализации и адаптации к положениям международного права. Весьма существенно был сокращён перечень услуг, которые требуется сертифицировать в обязательном порядке.
Унификация российского и общемирового законодательства, которая проводилась в нашей стране в рамках подготовки ко вступлению РФ во всемирную торговую организацию, состоявшемся, наконец, в 2011 году, стремление правительства обеспечить требуемый уровень конкурентоспособности российских товаропроизводителей на международной арене, учёт в процессе проведения указанных мероприятий рекомендаций базового документа – ISO/IEC 76 (действует с 2008 года Данный документ был принят ISO/COPOLCO) – привели к тому, что на ряд услуг по-прежнему необходимо проводить обязательную сертификацию и/или оформлять лицензию. Это требование распространяется исключительно на самые ответственные услуги, а именно, на те, которые оказывают прямое либо опосредованное влияние на здоровье и/или жизнь людей, окружающую среду, имущество любых форм собственности.
Примерно до середины прошлого, 2011 года, указанные вопросы достаточно полно регламентировались федеральным законом с регистрационным № 128-ФЗ (действовал с 08.08.01 и распространял свои требования на 103 вида услуг. В мае 2011 года он был заменён законом под № 99-ФЗ.
Новый закон, принятый 04.05.11, вводится в России в несколько этапов. Начало первого этапа – 06.05.11. В полном объёме положения закона вступают в силу в 2014 году. Действующей в настоящее время считается редакция указанного закона от 21.11.11. В перечне услуг, на которые в обязательном порядке необходимо оформить сертификат на услуги, либо лицензию согласно положениям данного законодательного акта осталось всего 49 позиций.
Кроме вышепоименованных услуг существуют ещё две достаточно большие группы, оформление обязательного сертификата на услуги для которых требуется до начала их предоставления (оказания).
Первая это услуги, касающиеся пожарной безопасности. Здесь, наряду с вышепоименованными законодательными и подзаконными актами, органы по сертификации дополнительно руководствуются положениями ТР, который был введён в России федеральным законом с регистрационным № 123-ФЗ (дата принятия – 22.07.08). И постановлением, которое российское правительство приняло 17.09.03, редактировало последний раз 08.12.10 (номер постановления – 241). Сертификат на услуги в этом случае получается в комплекте с пожарным сертификатом либо с декларацией пожарной безопасности.
Вторая группа услуг касается вопросов, связанных тем или иным образом с вопросами эпидемиологии, санитарии и гигиены. Основополагающими документами в указанном случае являются документы ТС, которыми регламентируется процедура оформления и выдачи СГР ТС. Сертификат на услуги, относящиеся к указанной группе, должен дополняться наличием СГР ТС или экспертным заключением Роспотребнадзора.
Три упомянутых в данной статье направления по предоставлению (оказанию) услуг являются в нашей стране наиболее востребованными. Значительно реже требуется оформление сертификата на услуги иного порядка. Например, связанного с получением хлебного, фитосанитарного либо карантинного сертификата и т.п.
Все виды услуг, которые оказываются на территории нашего государства как юридическими, так и физическими лицами или ИП внесены в единый классификационный документ ОК 002-93 или классификатор ОКУН. Указанный классификатор был утверждён 28.06.93 постановлением Госстроя РФ, имеющим регистрационный № 163. Документ неоднократно редактировался с учётом изменений, вносимых в действующее законодательство. Последний раз подобные изменения были внесены приказом № 72-ст, изданным Ростехрегулирования 28.03.08.