Действующий ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки»
Что нужно знать производителю и импортеру?
Согласно Решению № 881, принятому Комиссией TC от 09.12.2011 г., с 1 июля 2013 гoда вступил в действие Tехнический Регламент Таможенного Союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Что нужно знать производителю и импортеру о новом документе? Обо всем по порядку.
Цель данного ТР – установить единые правила маркировки продуктов питания, которые станут обязательными для выполнения на территории Таможенного Союза, т.е. в России, Беларуси, Казахстане. А также он должен обеспечить свободное перемещение такой продукции на внутреннем рынке ТС. Основная задача документа – призвать к порядку производителей (импортеров), а также предотвратить обман потребителей.
Как уже было отмечено, в поле действия ТР ТС 022/2011 попадает пищевая продукция, обращаемая на внутреннем рынке Таможенного Союза. Однако здесь есть некоторые небольшие исключения.
Нормы ТР ТС на маркировку продуктов не распространяются на следующие категории:
- на продукты питания, производимые организациями общепита и предназначенные для быстрого потребления;
- на продукты, производимые физлицами в подсобных хозяйствах для индивидуальных потребностей.
Требования действующего стандарта относятся не только к маркировке пищевой продукции. Новый документ ТР ТС 022/2011 четко регламентирует наименование и порядок указания состава продукта, его количества в упаковке, срока годности, даты изготовления, пищевой ценности продукта, наличия ГМО, а также места нахождения производителя.
Обращаясь к положениям ТР ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки», изготовители в ходе своей деятельности должны также брать во внимание и другие нормативные акты Таможенного Союза, которые определяют единые правила упаковки и маркировки пищевых продуктов.
Согласно нормам ТР ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки», если продукт поступает в магазины в расфасованном виде, то на упаковке или этикетке, прикрепленной к нему, должна указываться следующая информация: название (наименование) продукции, необходимые условия для ее хранения, сроки годности, дата изготовления. Что касается всей остальной информации о продукте, она может быть представлена потребителю любым способом на выбор производителя: на этикетке, потребительской упаковке или листке-вкладыше. Если же продукты питания фасует продавец непосредственно в присутствии потребителя, то согласно ТР ТС на маркировку продуктов вся информация о нем может быть представлена любым способом, который позволит потребителю сделать свой выбор. Однако в обоих случаях, согласно требованиям данного документа, упаковка должна быть маркирована. Потребитель, выбирая тот или иной продукт, должен владеть информацией о его составе и возможных последствиях употребления.
Комиссия ТС обеспечила комфортный, т.е. плавный, для производителей или импортеров переход к новым стандартам. Согласно ее Решению касательно ТР ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки» до 15 февраля 2015г. предприниматели могут использовать сертификаты (или декларации) на соответствие национального образца, оформленные до вступления в действие данного Техрегламента. В таком случае маркировка продукции, производимой и выпускаемой на рынок ТС, должна отвечать требованиям национального законодательства, а также нормативными актам ТС, действовавшим до июля текущего, 2013, года. Это своего рода некий переходный период, который дает изготовителям возможность подготовиться к работе в условиях изменившегося законодательства. По окончании этого периода все сертификаты или декларации должны быть переоформлены, а продукция промаркирована согласно новым правилам.