Инициатива по внесению изменений в ФЗ «О техническом регулировании»
На недавнем собрании Государственной Думы депутат О.В. Савченко внес законодательную инициативу по изменению Федерального Закона, устанавливающего правила технического регулирования. Согласно речи народного избранника, основным изменением в законопроекте должно стать усиление контроля со стороны государства за процедурами оценки соответствия и более строгий государственный контроль над соблюдением требований, присутствующих в технических регламентах.
Часть предложенных поправок касается, например, процедуры, выполняемой при признании недействительными тех сертификатов соответствия, которые были выданы органом по сертификации с истекшим сроком действия аттестата аккредитации, а также сертификатов, выданных организациями, на которые наложено решение о сокращении области сертификации.
На текущий момент законодательство в отношении работ по обязательной сертификации реализуемой продукции устанавливает следующие правила: орган по сертификации самостоятельно определяет сроки действия сертификатов соответствия, т.е. действие выданного сертификата может быть приостановлено или прекращено. Но так как принять решение о приостановке действия может только аккредитованный орган по сертификации, выдавший документ, то в случае с организациями, имеющими отмененный или приостановленный аттестат аккредитации, регулирование сроков действия не может быть произведено. Таким образом, складывается ситуация, при которой на рынке продукции могут реализовываться отдельные продукты, не соответствующие требованиям безопасности в соответствии с текстом новых технических регламентов.
По предложенным депутатом правкам закона о техническом регулировании полномочиями по механизму признания сертификатов соответствия, ранее выданных с нарушениями требований, могут быть наделены органы государственного контроля (надзора). Решения, принятые в связи с необходимостью признать недействительными отдельные сертификаты соответствия этими органами, будут отправляться в качестве отчета в Федеральную службу по аккредитации. Данная служба ведет единый реестр сертификатов соответствия.
В соответствии с проектом правок к существующему закону также предлагается урегулировать ситуацию, при которой орган, авторизованный на сертификацию продукции действующим аттестатом аккредитации, располагается по адресу, отличающемуся от указанного в аттестате. Согласно предложенным изменениям, если сообщение, отправленное органом надзора, не будет доставлено в сертифицирующее учреждение в течение 30 дней по причине отсутствия его по указанному адресу, в Федеральную службу по аккредитации будет отправлен запрос на прекращение действия аттестата аккредитации подобной организации.
Проект закона также предлагает сделать обязательный отчет, включающий копии дел об обязательной сертификации и доказательные документы, ставшие основанием для принятия решений о выдаче, приостановке или прекращении действия сертификатов соответствия. Этот отчет органы по сертификации должны будут отправлять в Федеральную службу по аккредитации. Служба же будет предоставлять соответствующие бумаги в распоряжение органов государственного контроля по запросу последних. Помимо того, в предложении депутата также фигурируют полномочия для органов госконтроля на запрос доказательных материалов не только от изготовителя, но и от органов по сертификации, выдавших соответствующе разрешение в виде сертификата соответствия, т.е. наличие подобных документов станет обязательным условием для продолжения работы сертифицирующей организации.
Проект изменений Федерального закона был внесен на рассмотрении Государственной Думы 22 ноября 2013 года.